Это, скорее, рекомендация по организации трудовых отношений с компаниями в регионах России. Статья созрела после некоторого периода работы с компаниями, расположенными в регионах, в качестве штатного SEO-специалиста.
Я думаю, многим известно, что управление производством в регионах до сих пор строится на основе принципов работы, сформированных еще при СССР. Для руководителей важно, чтобы специалист присутствовал на рабочем месте, и начальник мог его «видеть и контролировать».
Часто, в таком принципе работы прослеживается цель, не добиться каких-то результатов, а отработать рабочий день (простите за тавтологию) и забыть о нем. На многих предприятиях стоят списанные компьютеры (если вообще есть), отчеты оставляются только на бумажном носителе, все пометки и задачи также составляются на бумаге, интранет отсутствует, системного администратора может и не быть или его задача сводится только к обновлению защитного ПО с флешки. Таких примеров, на уровне одного предприятия, множество.
Именно в таких компаниях директор хочет видеть человека ежедневно на рабочем месте, во многом даже не понимая, что делает работник (в нашем случае SEO-специалист). Даже если удалось договориться об удаленной работе, есть нюансы, как лучше организовать процесс взаимоотношений.
- Если работник не имеет статуса ИП, то оформляется стандартный рабочий договор, с указанием, что специалист работает на удаленке, с сокращенным рабочим графиком.
- Если специалист имеет ИП, но в оформляется в штат, как обычный работник (физ.лицо) на удаленке (по просьбе директора). Т.е. заключается рабочий договор, прописываются условия, составляется должностная инструкция и т.д.
Кажется, по новому закону удаленная работа не имеет каких-либо ограничений, и работник трудится по обычному графику компаний. Но лучше уточнить у юристов.
Здесь самое интересное то, что: руководитель таким образом снимает с себя головную боль ответственности перед специалистом (но опять же все индивидуально). Директор может и не знать, что удаленному сотруднику ЗП выплачивается не вовремя, информация о производимом товаре у специалиста отсутствует, обмен фалами и общение между сотрудниками происходит только по e-mail, технические задания от сеошника полностью игнорируются (или не знают, как их выполнить, а спросить гордость не позволяет).
Минусы второго варианты:
- Заработную плату за первый месяц получаешь только на втором месяце работы;
- Очень часто случаются задержки по выплате ЗП (не 1-2 дня, а могут достигать и 2-х месяцев). На законодательном уровне это, конечно, регулируется, но мы же не хотим потерять клиента.
- Нет четко прописанной спецификации, определяющей правила работы специалиста. Т.е. сроки предоставления нового контента не соблюдаются, характеристики товара можно ждать неделями, директор занят более серьезными организационными делами и поручает «заботу» о SEO-специалисте РОПу (руководитель отдела продаж) или старшему менеджеру отдела продаж.
- Дополнительные проблемы, влияющие на сроки обновления и доработки сайта.
Понятно, что второй пункт является особенно важным при такой организации, тем более, если ИПешник привык получать предоплату в размере 100%.
Вывод: будьте профессионалом, не верьте никаким обещаниям, что «в компании все четко и слажено и зарплату выдают вовремя». Всегда оформляйте трудовые отношения через ИП, по договору и берите предоплату (перечисление на расчетный счет, если есть).
Организуя таким образом трудовые отношения с клиентом, вы подстраховываетесь от неблагонадежных или вечно занятых руководителей или очень «умных» бухгалтеров
Конечно, ситуации бывают самые разные, и решать необходимо ориентируясь на конкретный случай, но в голове у вас должно закрепиться данной правило.
Данный совет может не подойти тем специалистам, которые только в начале своей самостоятельной трудовой деятельности в качестве ИП. У них задача – найти клиентов и обеспечить финансовый буфер любыми способами. Поэтому отказываться от предложений по работе на условиях клиента не стоит. Покажите себя, потом будете диктовать свои условия.
Надеюсь, данная статья кому-то поможет выбрать правильную логику поведения во взаимоотношениях с работодателем.