В статье поговорим о том, куда SEO-специалист может перейти в рамках IT-сферы или подняться на уровень выше в своей квалификации. Основой построения списка является работа с данными и их анализ.
Интернет-маркетолог
Развитие навыков до интернет-маркетолога – это первое, что необходимо рассмотреть оптимизатору сайтов. Многие ошибочно думают, что SEO-специалист – это и есть интернет-маркетолог, только с более узким перечнем обязанностей. Но именно эти обязанности и действия позволяют оценить вас, как интернет-маркетолога.
В чем отличие SEO-специалиста от интернет-маркетолога?
Как уже было сказано, последний имеет более широкий круг обязанностей, которые необходимо выполнить для увеличения прибыли компании. Интернет-маркетолог должен разбираться в SEO-технологиях, уметь настраивать и вести контекстную рекламу (Яндекс и Google), настраивать таргетированную рекламу, знать методы и сервисы e-mail рассылок, уметь составить годовой или полугодовой медиаплан для онлайн-развития бизнеса, уметь спрогнозировать бюджет, владеть необходимыми сервисами и инструментами, которые делают его работу проще и быстрее (Excel / Google Таблицы, CRM, сервисы e-mail рассылок, специализированные инструменты контекстной рекламы или SEO, иметь понятие об HTML и CSS, знать, что такое «движок» или CMS сайта, работать, как SMM-специалист). Интернет-маркетологу необязательно уметь программировать, но желательно, чтобы освоить навыки Data Scientist или аналитика данных, но об этом поговорим немного позже.
Со стороны может показаться, что интернет-маркетолог – это «швейцарский нож», в котором собрана вся функциональность для развития онлайн-бизнеса. На практике это действительно так, но есть еще одна особенность работы, которая в большей степени показывает, что вы являетесь интернет-маркетологом – умение управлять подрядчиками, по направлениям, описанными выше, и находить общий язык с отделом продаж.
Интернет-маркетолог – это вертикальное развитие SEO-специалиста.
Data Scientist
Работа SEO-специалиста связана с постоянным анализом данных, которые мы получаем из систем аналитики (Яндекс.Метрика или Google Analytics). С течением времени объем данных увеличивается, мы привыкаем к анализу данных и не пугаемся словосочетаний «воронка продаж», «настроить сквозную аналитику», «автоматизация бизнес-процессов» и т.д. В это время можно задуматься о переходе в более оплачиваемую и востребованную область – Data Science (наука о данных).
Внутри данной специальности также есть свои разграничения по обязанностям, которые в работе очень сильно пересекаются.
- Аналитик данных – помогает бизнесу принимать решения. Больше общается с людьми, чем с машиной.
- ML-инженер (ML-engineer) – занимается обучением модели. Делает так, чтобы машина могла самостоятельно принимать решения. Больше работает с машиной, чем с людьми.
- Data-инженер (Data- engineer) – настраивает платформу, чтобы все работало. Больше работает с машиной, чем с людьми.
Как видим, выбор не так прост, и сказать «я буду Data Scientist-ом» поверхностно изучив специфику работы каждого специалиста не всегда правильно. В целом, Data Scientist – это общее понятие всех специалистов, которые работают с данными.
Какими навыками должен обладать Data Scientist?
Знать математику, линейную алгебру, любить статистику, уметь программировать, желательно на языке программирования Python, уметь работать с базами данных, знать SQL (структурированный язык запросов к базе данных), работать со специализированными инструментами (Git, Power BI, Postman и т.д.), знать библиотеки визуализации данных (matplotlib или plotly), знать, что такое API, REST API, NLP и многое другое. И даже, в некоторой степени, выучив, как работают данные технологии, вы будете претендовать на позицию Junior Data Scientis, где много предстоит изучить, чтобы подняться до уровня Middle и выше.
Data Scientis – это полная смена сферы деятельности для SEO-специалиста. Сложная, но во многом, интересная и востребованная профессия.
По моему субъективному мнению, это две наиболее «близкие», если можно так сказать, профессии, которые связаны с анализом данных. Если помните, «анализ данных» мы сделали отправной точкой для поиска специальностей, подходящих для роста SEO-специалиста.
SEO-оптимизаторам, которым надоела «вся эта возня» с маркетингом и «недружелюбными» поисковыми системами, а также тем специалистам, которые хотят спрогнозировать, в большей степени, результат своего труда, нежели ожидать еще одного странного апдейта от поисковиков, можно посоветовать перейти в полностью технические специальности – программисты или тестировщики.
Совет: не рассматривайте тестирование, как одну из ступенек дальнейшего перехода в программисты. Если хотите стать программистом – идите в программисты. Если хотите стать тестировщиком – идите в тестировщики. Это две совершенно разные полноценные специальности, которые участвуют в жизненном цикле разработки программного обеспечения.
Тестировщики и программисты – это полностью технические профессии, представители которых часто недолюбливают маркетологов за их излишнюю говорливость и ежедневную генерацию новых идей, которые технически должны реализовать эти самые программисты, а тестировать функциональность – тестировщики.
Открытие собственного бизнеса
Если у специалиста есть большой опыт работы в сфере интернет-маркетинга, да, именно интернет-маркетинга, т.к. открытие собственной веб-студии или интернет-агентства (особой разницы не вижу) подразумевает более обширный фронт работ, нежели узконаправленная работа SEO-специалиста. Придется заниматься абсолютно всем, даже при условии, что у вас будут наемные сотрудники, но всем надо поставить задачи, проконтролировать исполнение, решить организационные вопросы, успокоить клиентов, от того, что «сайтом уже месяц занимаются, но заявок нет». Если вы не боитесь сложностей и уверены, что все получится, обязательно пробуйте открыть собственное дело. Пойдет – не пойдет, это уже другой вопрос, но вы получите бесценный опыт организационной работы, и обретете уверенность.
Если SEO-специалист или маркетолог в душе больше исполнитель, чем организатор, если предпочитает спокойно выполнять свою работу, избегать стрессов и мало общаться с людьми, будь-то клиенты или коллеги по работе, то такому специалисту проще работать наемным сотрудником.
Вопрос: Почему не рассматривается переход SEO-специалиста в SMM или в настройку и ведение контекстной рекламы?
Ответ: В рамках данной статьи мы рассматриваем карьерный или профессиональный рост оптимизатора, а не сравнение работы SEO-специалиста с другими похожими специальностями.